Опасность исчезновения нации и языка при потере самоидентификации личности

Опасность исчезновения нации и языка при потере самоидентификации личностиВ 2008 году с международным признанием независимости государства Республика Южная Осетия, аланы-ироны сильнее обратили взоры к возрождению и восстановлению полноценного государства Алании. На сегодняшний день мы глубоко убеждены в том, что государство Южная Осетия будет той платформой, которая послужит рождению полноценного Аланского государства.
Выше сказанное немыслимо без правильного переписания (исправления!) национальных родов, фамилий, патронимий, имён, их звучания и правильной идентификации.
Сегодня ведётся достаточно много дискуссий о правильном написании родов, фамилий, патронимий, имён, и следствием этому стало то, что парламентом Южной Осетии после долгих дискуссий принят закон «О правильности написания осетинских фамильных имен».Опасность исчезновения нации и языка при потере самоидентификации личностиВ 2008 году с международным признанием независимости государства Республика Южная Осетия, аланы-ироны сильнее обратили взоры к возрождению и восстановлению полноценного государства Алании. На сегодняшний день мы глубоко убеждены в том, что государство Южная Осетия будет той платформой, которая послужит рождению полноценного Аланского государства.
Выше сказанное немыслимо без правильного переписания (исправления!) национальных родов, фамилий, патронимий, имён, их звучания и правильной идентификации.
Сегодня ведётся достаточно много дискуссий о правильном написании родов, фамилий, патронимий, имён, и следствием этому стало то, что парламентом Южной Осетии после долгих дискуссий принят закон «О правильности написания осетинских фамильных имен».Опасность исчезновения нации и языка при потере самоидентификации личностиУалгузон-Габарати Алан Феликсифирт, аспирант РГУНГ им. И. М. Губкина (Россия), студент Филфака ЮОГУ им. А. А. Тибилова (Южная Осетия), первый заместитель председателя МАОО «Ренессанс-Сндидзн»

Посвящаю свою работу 1750-й годовщине основания города Цхинвал царём Асфагуром в 262 году новой эры


В 2008 году с международным признанием независимости государства Республика Южная Осетия, аланы-ироны сильнее обратили взоры к возрождению и восстановлению полноценного государства Алании. На сегодняшний день мы глубоко убеждены в том, что государство Южная Осетия будет той платформой, которая послужит рождению полноценного Аланского государства.
Выше сказанное немыслимо без правильного переписания (исправления!) национальных родов, фамилий, патронимий, имён, их звучания и правильной идентификации.
Сегодня ведётся достаточно много дискуссий о правильном написании родов, фамилий, патронимий, имён, и следствием этому стало то, что парламентом Южной Осетии после долгих дискуссий принят закон «О правильности написания осетинских фамильных имен». [1] Здесь мы сначала сделаем замечание: почему вопрос ставится в плоскости только фамильных имен?
Предки донесли до нас Аланию именно благодаря сохранению аланских родов и фамилий, ведь сегодня все мы знаем, т. к. изучали в школе, что аланское общество состояло из родов (лгъуызонт, Кусгонт, Сидамонт, Цразонт, Цъхилонт, Цритонт и Русионт), которые определяют принадлежность каждого человека к определённому роду и идентифицируют его как индивидуума. Сегодня наши учёные, занятые датировками времени возникновения фамилий, приходят к мнению, что фамильные имена возникли максимум 400-500 лет назад, но Алания прекратила своё существование 700 лет тому назад. Возникает простой вопрос: как мы существовали без фамилий в течение 200-300 лет?!
Ещё одним заблуждением является то, что якобы фамилии появились, когда распались рода. Но ведь сегодня представитель каждой фамилии скажет, к какому роду он принадлежит и он оберегает традиции преемственности рода и фамилии.
Род и фамилия не происходили друг от друга, а существовали и существуют вместе, не отделимы и не производны друг от друга.
Так что же нам мешает официально указывать свой род? Например: Улгъуызон-Гбраты Алан. Первое — родовое имя, второе — фамильное имя, и третье — собственно имя. На наш взгляд, уделяя внимание именно таким деталям, мы сможем по-настоящему возродить Ас-Аланию.
У ас-аланского этноса, как и у других этносов мира, существуют свои личные имена, фамилии, патронимии, топонимы, антропонимы и т. д., но не имея своей государственности с момента гибели государства, аланы как на Северном Кавказе, так и в Закавказье по известным причинам боролись за своё существование (многочисленные войны и истребления, в результате которых аланы оказались запертыми в горах). После присоединения алан к Российской Империи и распространения на них российских государственных законов и начала документоведения, их фамилии стали писаться по общепринятым «имперским» стандартам на русский лад с окончаниями -ев, -ов, -ева, -ова и отчествами с окончаниями -вич, -вна, и т.д. например аланская фамилия lboraty/лбораты превратилась в форму Алборов для мужчин, Алборова для женщин; отчества Alanyfyrt/Alanyyzg – Аланыфырт (сын Алана), Аланычызг (дочь Алана) превращаются (хотя в документах они так никогда и не записывались) со временем в Аланович/Алановна.
Процесс выработки современных правил регламентации именования у самих русских завершился не сразу и продолжался много столетий. При Екатерине II (в царствование которой и присоединились северокавказские аланские общества к Российской Империи) даже был издан соответствующий указ, согласно которому полным отчеством следовало именовать лишь чиновников первых пяти классов табели о рангах. Чиновники VI-XVIII классов могли быть записаны лишь с полуотчеством: Иванов, Власов, Петров… Прочим же чиновникам и вовсе было наказано «отчества не указывать». Лишь в XIX веке современная формула именования была окончательно оформлена и закреплена законодательно в формате Ф. И. О. (фамилия, имя, отчество).
Закавказкие аланы: после захвата крепости Гори (Гуры фидар) в аланском городе Артан (ныне город Гори в Грузии) и попыток воссоздания равнинной Алании в Закавказье аланским царём Ас-Багатаром (Ос-Багатаром), а также его кощунственного убийства и последующего ухода его подданных в горы, началась разрозненная жизнь алан во всех закавказских ущельях (на территории грузинских царств) без наличия единого политического центра. Но это не мешало аланам сохранять принадлежность к роду (khssa) и фамилии (myggag). Вплоть до восстановления письменности в XIX веке в аланском обществе без письменной фиксации продолжали существовать патронимии и фамилии. Wlhuyzon-Gbrty Diwrdijyfyrt Iwane (Иван Ялгузидзе) восстановил письменность и в документооборот стали вводиться роды, фамилии, патронимии, личные имена, большинство которых в двух грузинских губерниях Российской Империи записывались на грузинский лад, а в северокавказских округах — на русский лад. Так из одной аланской фамилии получилось несколько. Например Gaglojty/Гаглойты (ос.) Гаглоев (рус.) Гаглошвили (груз.) и т. д. Первый вариант (исконно аланский) никогда не фиксировался, а последние две формы были распространены в Грузии, Южной Осетии и России.
Грузинизация закавказских алан в период восстановления и укрепления грузинской государственности носила насильственный характер, равно как и христианизация.

Одна фамилия. Что с ней будет через 25-50 лет?

Сегодняшние реалии заставляют нас задуматься о том, что нас ожидает через 25-50 лет, ведь по очень неоптимистичным прогнозам осетины-аланы забудут свой язык и его можно будет считать мёртвым уже не только согласно данным мониторинга ЮНЕСКО, в которых осетинский язык отнесён к вымирающим,[2] но и по факту. Тем более фамилии, которые пишутся сегодня на любой лад кроме аланского. Через 25-50 лет по прогнозам произойдет полное смешение РОДОВ(КЪАССА), ФАМИЛИЙ(МЫГКАГ), ПАТРОНИМИЙ (ИМЯ третьего и второго предка (т.е.Отца и Деда)) ,в последовательности Чей потомок ? чей сын? ,РОДСТВЕННОСТЬ ФАМИЛИЙ (РВАДАЛЖИНАД) также принадлежность их к одному Роду , – произойдет их полная утрата как произошло у многих народов которые не выстояли и растворились с утратой выше названных атрибутов. Ведь если иметь такое индифферентное отношение к этой судьбоносной национальной задаче то только из-за этого и исчезнет наша нация и язык.
Ведь современный человек живя в условиях выживания, в плане погони за материальными ресурсами совсем забывает о тех ресурсах которые его сохраняют духовно как человека и как личность который может быть идентифицирован как симбиоз культуры, традиции, морали и нравственности. С определенным именем, фамилией принадлежности его к определенному роду и сохранение чувства родственности, ибо сохранение истинного чувства родственности сохраняет человека, отделяет его и не дает упасть как нравственно, так и морально, только такой человек может стать демократичным и сохраняет качество семьянина, государственника и собирателя, созидателя, только такой человек может стать человеком будущего.
Мы должны понять раз и навсегда, что относится надо к своему роду, патронимии, фамилии, имени ответственно и искать всегда правильность его написания именно на своем родном языке ведь, именно так можно сохранить себя и не потеряться среди этого разнообразного мира, приведем пример насколько за 100 лет меняется одна фамилия и что будет еще через одно поколение
Габараев(ева) –русифицированная фамилия
Габарати –фамилия с мягким окончанием в связи с отсутствием в кирилличе