Сакральный центр ир-ас-аланского народа общеарийского значения

Придание географическому центру этнической территории ир – ас – алан (осетин) официального статуса Сакрального центра общеарийского значения вытекает из необходимости сохранения для нарождающихся поколений их традиционной духовной культуры. Проблема заключатся в том, что на сегодняшний день безвозвратно утраченными для аланской культуры следует считать духовные центры, некогда расположенные на господствующих высотах бескрайней евразийской степи. Данные центры в силу известных исторических, политических событий перешли под контроль народившихся 1,5 – 3,0 тыс. лет тому назад мировых религиозных конфессий. Именно на этих сакральных высотах Ариана Веджа (арийского простора) в последствии были воздвигнуты многочисленные рукотворные храмы. В текущий период на стадии утраты находятся центры духовной силы и духовного воспитания ир-ас-аланского народа, расположенные в горной Алании (Республики Северная Осетия – Алания, Республики Южная Осетия).Придание географическому центру этнической территории ир – ас – алан (осетин) официального статуса Сакрального центра общеарийского значения вытекает из необходимости сохранения для нарождающихся поколений их традиционной духовной культуры. Проблема заключатся в том, что на сегодняшний день безвозвратно утраченными для аланской культуры следует считать духовные центры, некогда расположенные на господствующих высотах бескрайней евразийской степи. Данные центры в силу известных исторических, политических событий перешли под контроль народившихся 1,5 – 3,0 тыс. лет тому назад мировых религиозных конфессий. Именно на этих сакральных высотах Ариана Веджа (арийского простора) в последствии были воздвигнуты многочисленные рукотворные храмы. В текущий период на стадии утраты находятся центры духовной силы и духовного воспитания ир-ас-аланского народа, расположенные в горной Алании (Республики Северная Осетия – Алания, Республики Южная Осетия).Дзанайты Х.Г., доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор, директор Института национального развития
Духовная культура народа выступала и выступает движущей, определяющей силой развития общества. Поэтому материальное только тогда становится благом, когда оно зиждется на духовно-нравственных устоях народа, его представлениях об идеальном. Напротив, фетишизация общественных отношений ведет народы, социально-политические общности не по эволюционному, а по инволюционному пути. В безнравственном обществе теряется сам смысл развития материального.

Придание географическому центру этнической территории ир – ас – алан (осетин) официального статуса Сакрального центра общеарийского значения вытекает из необходимости сохранения для нарождающихся поколений их традиционной духовной культуры. Проблема заключатся в том, что на сегодняшний день безвозвратно утраченными для аланской культуры следует считать духовные центры, некогда расположенные на господствующих высотах бескрайней евразийской степи. Данные центры в силу известных исторических, политических событий перешли под контроль народившихся 1,5 – 3,0 тыс. лет тому назад мировых религиозных конфессий. Именно на этих сакральных высотах Ариана Веджа (арийского простора) в последствии были воздвигнуты многочисленные рукотворные храмы. В текущий период на стадии утраты находятся центры духовной силы и духовного воспитания ир-ас-аланского народа, расположенные в горной Алании (Республики Северная Осетия – Алания, Республики Южная Осетия).

В наши дни при полном игнорировании мнения абсолютного большинства аланского народа происходит последовательное проникновение и беспрецедентный захват религиозными конфессиями этой сакральной части территории священной Алании. Последнее входит в прямое противоречие с основополагающими правами и свободами человека, в частности, неотъемлемым правом на сохранение своей национальной идентичности, культуры, своего духовного мировоззрения. Данное право не может быть отчуждаемо, равно как и право личности на свободу, жизнь. Поэтому реализация предлагаемых мер позволит не только положить конец необоснованным притязаниям молодых по своему возрасту религиозных конфессий, но и восстановить некогда порушенную систему духовного воспитания ир-ас-аланского народа. Последнее будет способствовать укреплению его национального духа и, соответственно, полноценной духовной жизни.

Само понятие сакральное является многосложным. Сакральное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле всё, имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Сакральные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром. Сакральные тексты содержат основы религиозного учения и могут быть объектом поклонения. Сакральные действия — это, как правило, богослужение и религиозные обряды. Сакральное включает не только сферу религиозного, но и широкий спектр представлений, относящихся к магии, эзотерике, мистике и холистическим учениям. Оно противоположно профанному, то есть, мирскому, повседневному [1].

Отсюда, официальная организация в пределах горных территорий исторической Алании (Осетии) Сакрального центра ир-ас-аланского народа общеарийского значения должна базироваться на его метафизических, духовно-нравственных, этнокультурных представлениях об устройстве мироздания и своего места в нем. Определяющим здесь является неотъемлемое право любого народа на самовыражение через систему своих традиционных духовных ценностей. Ниже приводится перечень обстоятельств, факторов, свидетельствующих о исторически объективном, оправданном характере предлагаемых к реализации мер, их неразрывной связи с общемировыми тенденциями и процессами.

Первое. Ир – ас – аланы являются представителями североиранской (арийской) ветви индоевропейской языковой семьи. Они с древнейших времен населяют территорию Кавказа, его центральную часть. То есть, ир – ас – аланы являются последними носителями культуры «северных иранцев» в этом регионе.

Второе. Центральная часть большого Кавказа по обе стороны Главного Кавказского хребта исторически является крупнейшим и древнейшим сакральным, культовым центром индоевропейского мира, имеющим общеарийское значение. Поэтому горная часть территории Республики Северная Осетия – Алания, Республика Южная Осетия выступает в качестве материальной основы духовного просвещения ир-ас-аланского народа и других арийских народов с древнейших времен и по настоящее время.

Третье. По количеству в этом регионе памятников духовной, материальной культуры ир – ас – алан, т. е. по «плотности» расположения здесь святых мест, архаичных замков, городищ, захоронений, культовых сооружений и других памятников истории, духовной традиции он не имеет аналогов в мире. Только общее количество святых мест – дзуаров, мест отправления духовной обрядности – кувандонов составляет более тысячи.

Четвертое. Время становления духовного мировоззрения ир-ас-аланского народа своими корнями уходит в глубокую древность, за обозримые горизонты развития человеческой цивилизации (5 – 2 тыс. лет до н. э.).

Пятое. Практически все мировые религиозные системы при своем становлении использовали, в той или иной мере, духовное учение ир – ас – алан. Первоистоком мировых религий выступают верования аланского народа. Поэтому в текущее время происходит переосмысление многими народами мира своих религиозных доктрин. Все большее число из них обращает свои помыслы к духовному интегральному мировоззрению ирон – нартон агъдау, господствовавшему в Евразии в эпоху индоевропейского единства народов. В эту эпоху Кавказ выполнял функцию одного из главных сакральных центров этого легендарного мира.

Шестое. В последние два десятилетия на народ ир обрушилась беспрецедентная по своим масштабам и агрессии пропаганда многочисленных пришлых религиозных доктрин, что ведет к размыванию его этнонационального самосознания. По существу, все мы являемся свидетелями ярко выраженной искусственной, т. е. насильственной ассимиляции народа. Однако даже в этих условиях управляемого хаоса подавляющая часть ир – ас – алан остается верна своему прамонотеистическому духовному мировоззрению, реализуемому в повседневной жизни через ирон – нартон агъдау.

Седьмое. Современные поколения ир – ас – алан с чувством безмерной горечи и боли в сердце воспринимают плачевную участь, которая постигла их соплеменников, покинувших свою историческую родину – Кавказ. Увлеченные водоворотом грандиозных военно-политических событий минувших тысячелетий, они оказались не способны противостоять ассимиляционным процессам на чужбине. Выстояв в суровых военных сражениях ир – ас – аланы проявили чрезвычайную восприимчивость иннакультурных ценностей в мирное время. Последнее привело к закономерной утрате ими своего прамонотеистического духовного мировоззрения – агъдау, своего национального языка, чувства сопричастности к своей национальной истории, традициям и, как следствие этого, своего национального я. Внеся весомый вклад в развитие культуры, государственности многих народов Запада и Востока, сами они канули в лету. Таковы поучительные уроки истории, свидетельствующие о недопустимости проявления легкомыслия, слабости, инфантильности в отстаивании своего права на свою национальную культуру в широком смысле этого понятия.

Восьмое. В текущий период во многих странах мира и, в первую очередь, в высокоразвитых усиливается неподдельный интерес к историко-культурному наследию ир-ас-аланского народа. Специалисты ведущих университетов, научных центров стран Западной Европы, азиатских стран, США, Израиля, Китая и др., проводят широкомасштабные исследования этого уникального наследия, включающие изучение и преподавание его сакрального языка – ирон авзаг. В то же самое время на исторической родине этого народа происходит тоталь